В номере газеты «Александровский голос труда» от 12 июня 2024 г. был опубликован материал «Загадки создания памятника в городе Карабаново». Во время поиска автора скульптуры, была найдена заметка за 1984 год, в которой скульптором был обозначен А.И. Благовещенский, о котором сведения отсутствовали. Продолжение поисков дало свои плоды и прояснило настоящую фамилию скульптора, которую, как оказалось автор заметки несколько исказил.
Настоящая имя и фамилия автора карабановского памятника - Алексей Иванович Благовестнов (26 марта 1947—28 мая 2010). Советский и российский скульптор родился в п. Акбулак Оренбургской области. Известные работы: памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны сотрудникам и студентам Московского энергетического института (1986 г., г. Москва), рельеф Мемориала славы (г. Егорьевск), скульптура Михаила Архангела перед зданием Архангельской епархии (2002, г. Архангельск), памятник святому великомученику Феодору Стратилату в Богоявленско-Анастасиином монастыре (г. Кострома).
Помог установить нам авторство помог его сын – Алексей Алексеевич Благовестнов. Родившийся в 1974 году в Москве в семье скульпторов, он пошел по стопам родителей. Его известные работы: памятник трём советским кинематографистам Андрею Тарковскому, Василию Шукшину и Геннадию Шпаликову у здания Всероссийского института кинематографии в Москве (2009 г.), памятник народному артисту СССР Вячеславу Тихонову на Новодевичьем кладбище Москвы (2013 г.), памятник актёру Александру Абдулову в Ханты-Мансийске (2014 г.), памятник «Виктор Цой на мотоцикле» в городе Окуловка Новгородской области (2002, бронзовая отливка — 2009, установлен – 2015 г.).
Мы связали с А.А. Благовестновым. Рассматривая современные фотографии памятника в городе Карабаново, которые были ему отосланы, он вначале посомневался, что этот памятник сделал его отец, поскольку его формы показались грубыми. Но авторство подтвердили фотографии, найденные им в семейном фотоархиве. А.А. Благовестнов:
- Мне очень приятно что вы решили узнать, что скрывается за серебреной краской, за этой чудовищной скучной казенной любовью к Родине. Мой отец был патриотом человеческой совести. Поэтому его памятники всегда отличались честным художественным решением. И меня он учил и воспитывал так же. Я не идеал, но кое-что унаследовал от него через труд, учение и общую кровь.
А на вопрос о схожести карабановского памятника с памятниками в городе Касли (Челябинская область) и в городе Советск (ХМАО), а также о возможной причастности отца к ним он ответил:
- Челябинский памятник другой, и к отцу не имеет отношения. Много есть похожих, и я бы не стал называть это плагиатом. Возможно скульптор и использовал его работу для своего решенья. Это часть рабочего момента. Такое бывает… Вот есть в Москве на Белорусском вокзале памятник «Прощание славянки». Он тоже похож. Другое дело - о чем эти памятники? И почему в памятнике в Карабанове есть чувство? Почему сегодня он так нам понятен? Возможно, что это лучшей памятник на тему Великой Отечественной войны, потому что отец делал его не как заказ, или халтуру, а, как произведение искусства.
Э. ЕГОРОВ
Фото из архива А. БЛАГОВЕСТНОВА
Фото хотелось бы поставить оба (два)