«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель – не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитателей – не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а в общем вместе с детьми улучшении общей жизни…», - С.Л. Соловейчик, советский педагог.
Запрос общества на душевное тепло
Августовский педсовет педагогических работников Александровского района открылся торжественным внесением флагов – государственного флага России и Александровского района, исполнением российского гимна, затем заслушали видеобращение министра РФ С.С. Кравцова, который поблагодарил педагогический и управленческий состав системы образования за работу в прошедшем учебном году, проходившем в рамках объявленного президентом России Года педагога и наставника, подвёл итоги прошедшего учебного года, рассказал о ключевых событиях и задачах на 2024-2025 учебный год.
В работе педсовета приняли участие педагоги, воспитатели, руководители образовательных организаций Александровского района, главы поселений, депутаты районного и городского Советов, ректор Владимирского института развития образования М.В. Артамонова, председатель профсоюза работников образования и науки О.Е. Данько, родители и обучающиеся. Руководители и члены молодёжных и детских объединений Александровского района представили свои организации – местное отделение Всероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение первых», «Орлята», казаки, кадеты, «Волонтёры Победы», «Волонтёры культуры», «Волонтёры-медики», Юнармейцы, «Первые» – лидеры и активисты. Все эти организации также участвуют в создании единого воспитательного пространства для всех детей Александровского района.
Депутаты Законодательного собрания Владимирской области А.В. Нефёдов и О.А. Аристархов тепло поздравили присутствующих с предстоящим новым учебным годом, пожелали поменьше административной работы, побольше положительных эмоций, чтобы сбылись мечты педагогов, и у детей всё было хорошо. Депутаты Заксобрания вручили ряду педагогов заслуженные награды – Почётную грамоту Министерства образования и молодёжной политики Владимирской области «За многолетний добросовестный труд, высокий уровень профессионализма» и Благодарность Правительства Владимирской области «За профессиональное мастерство, преданность своему делу, достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения». Благодарность администрации Александровского района педагогам и воспитателям за добросовестный труд вручила глава администрации А.В. Кузнецова.
Приветствуя участников педсовета, Анна Васильевна Кузнецова особое внимание уделила вопросу взаимоотношений учителей и учащихся:
- Запрос в обществе на душевное тепло, душевную поддержку очень большой. Дети и семьи находятся иногда в группе риска, в непростом эмоциональном состоянии, а вы – всегда рядом. И в этом особая ценность нашего педагогического сообщества. Выдержите связь с семьёй. Иногда вы – единственная опора для ребёнка, единственная для него возможность открыться, а для этого каждого нужно чувствовать. С уверенностью говорю, что наше педагогическое сообщество готово справиться со всеми вызовами времени, всегда подставит плечо. Поздравляю вас с наступающим новым учебным годом, желаю нескончаемого вдохновения, радости от вашей работы.
Связь с семьей, о которой говорила А.В. Кузнецова, проявилась сразу же: на сцену вышли воспитанники, родители и воспитатели детского сада № 7, подготовившие душевное поздравление, растопившее все сердца. Немного забегая вперёд, скажем, что двухчасовой педагогический совет был не утомительным именно потому, что время от времени деловой настрой взрослых «разбавляли» дети. Концертные номера представили Образцовый хореографический ансамбль «Радость» центра дополнительного образования «ДАР», педагог Н.М. Вострова и хоровой коллектив гимназии № 2 под руководством Г.Г. Айдамировой.
Какое оно, современное образование нашего района?
Тема нынешнего педсовета «Актуальные вопросы образования и воспитания. Пути их решения» затронула множество важных вопросов, касающихся итогов деятельности муниципальной системы образования за прошедший учебный год, определения направления дальнейшего развития на год предстоящий. Какое оно, современное образование нашего района? Какие новые требования к нему предъявляются? Какую новую ответственность на него возлагают? И какие новые возможности открываются перед всеми участниками образовательного процесса? На эти и другие вопросы ответила начальник управления образования и молодёжной политики администрации Александровского района И.К. Сергеева. Предлагаем читателям фрагменты выступления Ирины Константиновны на учительской конференции.
- Прошлый учебный год дал много поводов для гордости и признательности всем - педагогам, детям, родителям, органам власти различных уровней. Общие расходы на образование в 2024 году составили свыше 2 миллиардов рублей. Для сравнения с 2017-м: тогда было чуть больше 1 миллиарда. Такого финансирования, как в 2024 году, образовательные организации Александровского района ещё не видели. На подготовку к новому учебному году выделено более 94 миллионов рублей из местного бюджета. На дошкольные образовательные учреждения потрачено свыше 34 миллионов рублей, на школы свыше - 54 млн. рублей, на организации дополнительного образования -6 млн. рублей, загородные лагеря - свыше 10 млн. рублей. Как потрачены эти денежные средства? Капитальный ремонт школы № 14 завершается, 2 сентября дети пришли в обновлённую школу. На это ушло свыше 45 млн. рублей, из них 42 миллиона из областного бюджета, плюс добавлены средства из местного бюджета.
Мы ремонтируем кровли, пищеблоки, благоустраиваем территории, места общего пользования. Растут затраты на оснащение. Учебные расходы на одного обучающегося и воспитанника в 2023 году составили более 2 тысяч рублей. В дополнительном образовании за счёт социального сертификата эти расходы составили 1137 рублей.
Что сделано за время реализации национальных проектов в сфере образования? Функционирует Кванториум в первой школе. Открыты «Точки роста» в 10 образовательных организациях, кабинеты цифровой образовательной среды есть во всех школах, отремонтированы спортзалы в 11 школах. Это по нацпроекту «Успех каждого ребёнка», но привлекаются и средства местного бюджета – для ремонта спортзала в школе № 14, который был сделан раньше. И в этом году наши школы участвовали в инициативном бюджетировании. Школа № 1 получила 5 миллионов рублей региональных средств и столько же из местного бюджета для того, чтобы отремонтировать свой зал и сделать его современным. Школа № 10 также участвовала в инициативном бюджетировании, но на регион не вышла - спасибо местному бюджету, который выделил средства на благоустройство территории. Реализация федеральных проектов позволила значительно укрепить материально-техническую базу, но сделать предстоит ещё больше.
В Послании президента РФ обозначены приоритеты: «Капитальный ремонт школ и детских садов». В 2026 году за счёт федеральных средств будут отремонтированы школы №№ 7, 11, 13. Подана вторично заявка на ремонт школы № 3 и вновь – на ремонт детского сада № 3. Ждём результатов. Готовится документация по капитальному ремонту детского сада № 15. В планах – гимназия № 2 (филиал по ул. Терешковой) и детский сад № 28 г. Карабаново. Начато строительство школы на 1100 мест в Александрове в микрорайоне Черёмушки. Созданные условия должны способствовать основной задаче – получению качественного образования.
Векторы развития: воспитание
- Государством определена необходимость в суверенитете российской системы образования, которая определяется потребностью обеспечить развитие нашей страны. И первым вектором стало воспитание. К.Д. Ушинский сказал: «Воспитание, скромное по наружности дело, в то же время является одним из величайших дел в истории». В 2020 году в школы вернулась система воспитания – построение единого воспитательного пространства с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности. На образовательные организации возлагается важнейшая миссия – формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, российской гражданской идентичности, гордости за страну, историю, культуру.
Что нового появилось в школе? Об этом сказано в обращении министра просвещения РФ С.С. Кравцова: изменилась роль классного руководителя, появилась должность советника директора по воспитанию в 15 школах; введены торжественная церемония поднятия флага России, исполнение гимна страны, внеурочные занятия «Разговоры о важном». Что объединило всех наших школьников? – «Дни единых действий», «Движение первых», «Орлята России», «Юнармия». Созданы комнаты детских инициатив. Ключевой задачей школы становится профориентационная работа. В школе № 14 функционируют 3 кадетских класса, в школе № 34 пос. Красное Пламя с 1 сентября появился класс казачьей направленности. Нашим родителям и детям предоставляется право выбора. Символично, что происходит это в Год семьи.
Таким образом, воспитательное пространство в образовательных организациях Александровского района создано. Отсюда задача директорам: планируя воспитательную работу, необходимо рассматривать формирование ценностных ориентиров не как декларативную цель, а как управляемый процесс. Воспитание имеет отсроченный результат, и чтобы он получился положительным, имел нужный эффект, его следует отслеживать, анализировать и своевременно корректировать. Важно повышать роль детских общественных объединений в формировании гражданской позиции. Активно участвовать в новом национальном проекте «Молодёжь и дети».
Знания
- Быть образованным, иметь прочные знания – требования сегодняшнего времени. Минпросвещения предложило унифицировать программы на всех уровнях образования (в том числе, на дошкольном). Содержание программ дошкольных образовательных организаций должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности. В прошлом учебном году дошкольное образование в районе обеспечивали 24 муниципальных учреждения, 2 школы с дошкольными группами, 1 частный детский сад. Функционирует 217 групп, из них 31 - компенсирующей направленности. Сегодня в Александровском районе отсутствует очередность на получение мест в детских садах. К сожалению, ежегодно отмечаем снижение численности детей в наших дошкольных учреждениях (количество детей – 3968, свободных мест – 455).
В дошкольных организациях необходимо выстраивать системную работу по формированию у детей предпосылок к учебной деятельности. Этому должна способствовать системная методическая работа. Современный воспитатель должен уметь представить себя и результаты своей работы коллегам. В течение 2023-2024 учебного года работали 5 инновационных площадок федерального и регионального уровней (детские сады №№ 12, 16, 26, 29, 47). Задача - увеличить количество дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме. Продолжить обобщение, пропаганду распространения опыта через региональную информационную систему «Региональный банк инновационных педагогических практик».
Итоги ГИА и ЕГЭ
- Центральное место в процессе обновления российского образования отводится общему образованию (21 школа, 546 классов-комплектов, количество учащихся – 12659 человек). Современная школа – это школа с новым содержанием образования. С 1 сентября 2023 года во всех российских школах действует единый стандарт образования. В основе модели образовательного процесса среднего общего образования лежит организация профильного обучения. В школах района открыты классы гуманитарного, естественнонаучного, технологического профилей. К сожалению, много школ универсального профиля.
Одним из ведущих показателей результативности педагога, коллектива школы является государственная итоговая аттестация (ГИА). Некоторые цифры по девятиклассникам: 72 выпускника получили аттестаты с отличием. Выпускники 9-х классов, кроме русского языка и математики, сдавали ещё 2 предмета по выбору. Наиболее востребованные предметы – обществознание, география, информатика, биология. По сравнению с прошлым годом увеличился средний балл по математике, физике, литературе, английскому языку, но снизился средний балл по русскому языку, биологии, информатике. Выше районного средний балл по математике и русскому языку в школах № 1 (г. Александров), № 7 (г. Карабаново), № 18 (село Махра) и в школе № 36 (пос. Балакирево).
Нововведения-2024 - С 1 сентября вводятся новые предметы: «Основы безопасности и защиты родины» и «Труд». - В 7-11 классах продолжится курс «Вероятность и статистика». - В преподавании предметов естественнонаучного цикла шире будут использоваться нанотехнологии. - В предмет «Литература» возвращены произведения советской школы. - С 1 сентября 2025 года будет введена аттестация директоров школ. - Владимирская область – пилот в апробации новой системы оплаты труда (единый подход к формированию во всех регионах страны). - «Пилотом» проекта «Бережная школа» стала школа № 14. В прошлом учебном году участвовала школа № 1. - Новые национальные проекты: «Семья», «Кадры», «Молодёжь и дети», «Продолжительная и активная жизнь», «Экономика данных». - Внедрение единой модели профессиональной ориентации. |
Каковы результаты у выпускников 11 классов? Получили аттестаты об образовании 389 человек. Распределение интересов соответствует тенденциям прошлых лет. Наиболее востребованными предметами для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) стали обществознание, математика (профильный уровень), биология, химия, информатика, английский язык. Отметила бы хорошие результаты по литературе, географии, английскому языку, физике. Хуже сдавали в этом году русский язык, поэтому обращаюсь к присутствующим на педсовете учителям: обратите на это внимание! Мы многие годы говорили о снижении показателей по математике, сегодня они улучшены и по математике профильной, и по математике базовой. Однако «съехали» по русскому языку – есть, над чем задуматься.
В 2024 году 54 выпускника 11 классов получили аттестат с отличием, награждены медалью «За особые успехи в учении». Наибольшее количество таких учащихся в школах №№ 13, 1, 14, гимназии № 2. Четверо учащихся из школ №№ 1, 13, 14 набрали максимальное количество баллов – 100: трое по русскому языку, один по химии. Но только 14 человек из числа медалистов получили результаты по всем предметам 80 баллов и выше – стоит задуматься о ценности медали!
В четвёрку лучших по результатам ЕГЭ на региональном уровне вошла школа № 1, на муниципальном уровне лучших результатов добились школы – № 10 (г. Струнино), №№ 13 и 14 (г. Александров), № 36 (пос. Балакирево).
Кадры
- Качество образования напрямую зависит от уровня профессионализма и мастерства педагогических работников, профессиональной управленческой команды. Проведён серьёзный анализ кадрового состава школ, детских садов, учреждений дополнительного образования. В образовательных организациях района работают 1069 педагогов. В возрасте до 35 лет – 244 человека, молодых специалистов – 18 человек, пришедших в прошлом учебном году. Из них остались пока все. Проблема нехватки учителей существует. Наибольшая потребность в воспитателях дошкольных учреждений, учителях математики, русского языка, начальных классов, иностранного языка. Средняя нагрузка по школам составляет 1,8 ставки.
Для решения кадровой проблемы осуществляется взаимодействие с Владимирским институтом развития образования им. Л.И. Новиковой, с образовательными организациями высшего профессионального и среднего профессионального образования, с центром занятости населения. К примеру, для привлечения педагогических кадров в июле состоялась встреча представителей системы образования Александровского района с учителями из разных регионов Российской Федерации – участниками «Педагогического тура», организованного Центром кадрового обеспечения Владимирской области. Надеемся, что наши ряды пополнятся.
Три года назад я ставила задачу открыть классы психолого-педагогического направления. В 2023-2024 учебном году выпустили первый такой класс из школы № 30 (село Андреевское). Радует, что 3 человека из него поступили в педагогические колледжи. Школы №№ 4, 14 и 13 участвуют в программе целевого обучения по востребованным направлениям: учитель физики-математики, учитель русского языка.
Нам есть, кем гордиться Премию «Лучшим учителям России за достижения в педагогической деятельности» («Конкурс лучших учителей») получили Ирина Алексеевна Хемей, учитель английского языка, школа № 9; Ирина Юрьевна Синицкая, учитель истории, школа № 14; Татьяна Алексеевна Соловьёва, учитель биологии, гимназия № 2. Педагог дополнительного образования Александровской районной детско-юношеской спортивной школы Екатерина Михайловна Демидова – победитель регионального этапа, участник Всероссийского конкурса в номинации «Сердце отдаю детям». Победители регионального конкурса «За нравственный подвиг учителя» - Ирина Васильевна Лесник и Владимир Александрович Копылов, школа № 10. Лауреатом регионального конкурса «Директор года-2024» стала Татьяна Ивановна Гордеева, школа № 30. Загородный лагерь «Рекорд» (директор В.В. Завадинец) завоевал 1 миллион рублей в конкурсе лучших загородных лагерей Владимирской области. В Год семьи психолог школы № 10 Олеся Вадимовна Королёва с семьёй стали участниками финала Всероссийского конкурса «Это у нас семейное». |
С 2024 года в общеобразовательных организациях внедрена электронная система «Кадровый профиль», направленная на систематизацию и обобщение информации о кадровом потенциале в каждой отдельной образовательной организации и в системе образования района в целом. Мы можем повысить уровень учебной самостоятельности, образовательных результатов, только опираясь на систему взаимодействия, выходящую за границы школы. Современный школьник во многом перестаёт быть выпускником конкретной школы, он сам формирует свой пакет активности в школе и за её пределами в рамках дополнительного и онлайн-образования. Сейчас от системы дополнительного образования, которую реализуют в нашем районе 3 учреждения, ожидается большая вариативность образовательных программ. Охват детей допобразованием составляет 95,6%, но вариативность образовательных программ оставляет желать лучшего, особенно технической направленности.
- Любое образовательное учреждение – это особый мир, в котором пересекаются интересы детей, родителей, воспитателей, учителей, других работников, – сказала в завершение доклада на конференции Ирина Константиновна и поблагодарила коллективы всех образовательных организаций за их достижения, за маленькие и большие победы их учеников. – Решая поставленные задачи, нам не обойтись без понимания ценности собственной профессиональной деятельности. Уверена, что каждый из вас услышал нужные ему слова, которые будут вдохновлять на новые вершины.
Т. Толстенко
Фото автора