Для каких-то участков был необходим только надзор, на каких-то производились полноценные раскопки, которые велись в городском парке, у Доски почёта на Советской площади и на улице Ленина. Горожане семьями приходили посмотреть на культурный слой, обнаруженный рядом с автобусной остановкой на площади. С восторгом рассматривали в траншее деревянную мостовую, самые смелые спрыгивали в неё, чтобы своими ногами прикоснуться к кусочку истории города XVII-XVIII веков.
Фрагмент этой мостовой был ранее обнаружен Суздальской археологической экспедицией Института археологии РАН, теперь найдено её продолжение. По версии специалистов, эта дорога лучом шла от собора Рождества Христова к конезаводу, располагавшемуся на нынешней улице Революции (ранее – Новоконюшенной).
Младший научный сотрудник отдела сохранения археологического наследия Института археологии РАН Татьяна Анатольевна Марьёнкина считает, что Александров очень богат на находки. Помимо фрагмента деревянной мостовой, была найдена масса предметов: керамика, деревянные чашки, изделия из металла (подковы, шпора), монеты разных веков. Т.А. Марьёнкина:
- Для меня удивительно то, что в Александрове выявлены влажные и мокрые слои, в которых из-за бескислородной среды хорошо сохраняется не успевающая перегнить органика, изделия из дерева и кожи - мне ещё не приходилось исследовать такие участки. Отсюда и хорошая сохранность деревянной мостовой, которая была законсервирована песком и «запечатана» асфальтом. Скорее всего, к северу от дороги мостовая не сохранилась, потому что там кончается участок влажного слоя.
В «офисе», который расположился на время раскопок в парковом кафе, несколько человек занимались атрибуцией предметов и их реставрацией. Специалист отдела сохранения археологического наследия Института археологии РАН Илья Сергеевич Аникин – керамолог. Его работа заключается в сортировке, описании индивидуальных находок из раскопов, и, по возможности, датировке.
- Какие самые интересные находки вы бы выделили?
- Керамики более древней, чем шестнадцатый век, в Александрове не обнаружено. Но шестнадцатый - просто шикарный! В одной яме нашли обломки сразу двух чёрнолощёных кумганов (узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой – прим. редакции). Это достаточно редкая столовая, дорогая посуда для того времени, и находка указывает на элитный уровень живших здесь людей. Явно они были не непростыми горожанами. Вероятно, найденное можно связать с опричниной Ивана Грозного. Кроме чёрнолощёной керамики, шестнадцатый век интересен тем, что раскопаны образцы московской привозной посуды (чёрнолощёная - тоже московского изготовления), но здесь есть и образцы обычных кухонных горшков из Москвы и белоглинянной посуды из Гжели. То есть в то время доминировало московское влияние изготовления керамической посуды. Местная традиция изготовления посуды тоже прослеживается, но в более позднем периоде.
- Среди находок найдена глиняная птичка-свистулька. Она – «наша»?
- Да, игрушка выполнена в местной традиции из красной глины с примесью мелкозернистого песка. Есть глаза, три отверстия для наигрывания мелодии, клюв и свистящий хвост утеряны. У нас в экспедиции люди из разных городов, я сам нижегородец, так вот в Нижнем Новгороде такого нет вообще.
- Деревянная мостовая для центральной России – это же редкость? Такие дороги более характерны для северных городов?
- По поводу Русского Севера у Александра Моисеевича Городницкого (советский и российский учёный-геофизик, поэт, один из основоположников жанра авторской песни в России – прим. редакции) есть песня «Деревянные города», где «мостовые скрипят, как половицы». Такие мостовые были не только на Русском Севере и в Великом Новгороде. Вот нашли в Александрове, находили в Нижнем Новгороде, в Москве тоже были мощённые участки, в Смоленске. Деревянные «полы» улиц - это просто черта русского исторического города до появления булыжных мостовых. У таких мостовых есть интересная особенность - их очень часто делали из «вторсырья». То есть использовали брёвна от срубов уже разобранных домов. Мостовая, которую исследовали в Александрове в этом году, состоит из брёвен с железными гвоздями, никак не связанными с конструкцией мостовой - брёвна с продольными пазами, чтобы можно было их проконопатить.
- Разве железо было не дорогим материалом для того времени, что можно было полениться и не вытащить гвозди перед вторичным использованием?
- Нет, дорогим считался цветной металл, а железо у нас было своё в виде болотных руд. Его, конечно, экономили, но не тряслись над применением. Моя коллега Татьяна Анатольевна Марьёнкина, специалист по более ранней эпохе, говорит, в эпоху бронзы за каждой «бронзяшечкой» буквально следили. То есть на памятниках бронзовой эпохи самой-то бронзы и не бывает, потому что всё собирали и переплавляли - очень дорогой металл был. А в русском средневековье и тем более в более поздние времена железо не слишком ценилось.
- Какие ещё «интересности» вам попались во время раскопок?
- Все находки делятся на две большие категории: индивидуальные и массовый материал. Керамика (обломки разбитых горшков) относится к массовому материалу, с ней можно работать методами статистики. Но есть индивидуальные находки, это вещи (либо части вещей), которые можно отдельно оценить с научной точки зрения, датировать. Например, пуговицы. Здесь мы их нашли очень много, и они самые разные. Есть образцы, которые претендуют на художественность – с ложной зернью, предположительно XVI века. Есть маленькие пуговки, шарообразные либо линзовидного сечения с петлевидными ушками, которыми застёгивался ворот у косоворотки (рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек, предмет русского народного костюма – прим. редакции). Они, по большому счёту, и не датируются, потому что впервые появились в Древней Руси в XII и XIII веках, и сохранялись до XIX века - пока в такой одежде ещё ходили. Попались нам пуговицы литые с орнаментом, скорее всего, либо XVI-XVII, либо XVI-XVIII веков, которые украшали парадные костюмы, а не одеяния простолюдинов.
- Какая судьба ожидает все эти находки?
- Всё найденное мы должны сдать в музей. Однако не каждое учреждение соглашается взять все вещи, пренебрегая одной из важнейших своих функций - хранения для последующей научной работы. Музейщикам, как правило, важны такие предметы, которые можно поставить в экспозицию для привлечения внимания посетителей. Но ведь материалы, которые мы находим в культурном слое, очень разнообразные, отражают все стороны жизни. И то, что не интересно для музея, может представлять интерес для учёного-исследователя.
- Как определяется результативность вашей работы?
- Главный итог нашей работы - научный отчёт. По сути - это модель раскопа в тексте, в фотографиях, в чертежах. Получается, что археологи разрушают участок культурного слоя для того, чтобы создать информационную копию, некий слепок с того, что было на этом месте. Отчёт попадает в архив Института археологии Российской академии наук, через несколько лет он становится доступен другим исследователям. Пожалуй, это и есть самый главный результат наших работ.
Э. ЕГОРОВ
Фото автора