Сегодня в собрание музея-заповедника поступили предметы, ранее относящиеся к научно-вспомогательному фонду. В результате исследования оказалось, что старинные образцы набоек имеют и историческую, и художественную ценность. Атрибуцию сделала реставратор музея И.В.Пахомова.
«Известно, что данные образцы набоек украшали подкладку фелони, которая была передана (по приказу Минкультуры № 231 от 11.04.95 г.) в Свято-Троицкий храм г.Карабаново. В первые годы формирования коллекций облачения священнослужителей поступали в музей из Успенского монастыря, Лукиановой пустыни и Стефано-Махрищского монастыря. Это позволяет предположить, что все набойки местного производства. По времени их изготовления можно сказать следующее: сама фелонь датируется, очевидно, XVIII веком. Но набойки могли быть использованы как во время изготовления фелони, так и пришиты к ней позже. Поэтому XVIII-XIX вв. - датировка, не противоречащая внешнему виду образцов. Кстати, как раз на то время приходится основное употребление марены в качестве тканевого красителя», - рассказывает Инна Пахомова, реставратор музея-заповедника «Александровская слобода».
И далее она поясняет, что для всех образцов характерна разная плотность ткани. Судя по идентичности красок и рисунков, набойки изготовлены в Александровском уезде, но интересно то, что для них явно использован холст разного качества. Объясняется это тем, что кустарные мастерские скупали домотканые холсты, которые всегда различались между собой, в отличие от тканей фабричного производства
В те времена традиционно ткали из льна и конопли, но для набойки, как правило, использовали льняные холсты, каковыми являются музейные образцы. Некоторые из них выполнены способом печатания рисунка по неокрашенной ткани, другие - способом печатания фона, и тогда рисунок получался неокрашенным. Для крашения третьих использовалась марена (чтобы получить красный цвет) или индиго (синий краситель). На музейных предметах видно, что рисунок неравномерный, контуры одинаковых элементов различаются, краска разной интенсивности, видны раппорты – все это говорит о том, что набойки выполнены вручную. К сожалению, они являются лишь деталями кроя, которые не позволяют изучить рисунок подробно и в целом.
«Несмотря на то, что предметы скромные на вид, для коллекции они очень важны. Поскольку лишний раз свидетельствуют о развитом кустарном производстве и о том, что в этом процессе использовалось многоцветное крашение. Качество же набоечного рисунка было таково, что из этих тканей даже шили облачения священнослужителей. Ну и как известно, именно уровень домашнего производства позволил родиться и вырасти до гигантских размеров знаменитой ткацкой империи Барановых. Поэтому набоечные фрагменты станут новыми экспонатами столь востребованной выставки «Барановские ситцы», - сказала Елена Жилкина, главный хранитель музея-заповедника «Александровская слобода».
Для справки. В документах XVI-XVII вв. ткань набивной техники называется «выбойкой». С XVIII века термин «выбойка» постепенно вытесняется словом «набойка». При подготовке печатных досок мастеррезчик рисунок «выбирал», оставляя фон выпуклым. А для набойки он «выбирал» фон, оставляя выпуклым рисунок. Таким образом «выбойка» – это ткань с рисунком естественного цвета по окрашенному фону, а «набойка» наоборот – ткань с одноцветным или многоцветным рисунком по не закрашенному (т.е. естественному) фону.
Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».