ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

Накануне дня профессионально-технического образования, который отмечается в России 2 октября, мы встретились с Д.Е. Жуковым, директором Александровского промышленно-правового колледжа (АППК), где студенты обучаются рабочим профессиям и специальностям.   Дмитрий Евгеньевич рассказал о подготовке молодых рабочих кадров, необходимых производству.

 

- Дмитрий Евгеньевич, про Ваш колледж говорят, что он является градообразующим учреждением. Поясните, пожалуйста.

- Если начинать с праздников, то мы в колледже проводим и день профтехобразования, и дни профессий, и дни специальностей. Например, технология машиностроения, токарное дело, фрезерное дело, когда требуется автоматизированное управление инструментами с помощью компьютера,  тут наш праздник – день машиностроителя. Приглашаем руководителей предприятий, которые с нами сотрудничают (берут наших студентов на практику, трудоустраивают), присутствует педколлектив,  участвующий в подготовке специалистов по технологии машиностроения – словом, праздник есть праздник…

 Что касается градообразующей характеристики, вспоминается такой эпизод:  лет 8-10 назад, когда меня  награждал сегодняшний министр труда и занятости Владимирской области,  он, пока я шёл к трибуне,  сказал  в микрофон следующее: «У вас, Дмитрий Евгеньевич, кроме как  с вашим колледжем, работать не с кем:  в Александрове не осталось градообразующих предприятий». На это замечание последовал мой  ответ: «Зато у вас есть теперь градообразующее учреждение». Далее прозвучали аплодисменты. Градообразующее учреждение не менее важно, чем градообразующее предприятие.  Из  29 учебных отлицензированных программ  мы работаем постоянно  по 18-19. То есть готовим специалистов и для сферы услуг, и торговли, и экономики,  и промышленности. Получается, что колледж практически за счёт своих выпускников может покрыть большую часть потребностей Александровского района в кадрах. Да, бывает, что не всегда квалификация наших выпускников совпадает с той, которая необходима на том или ином предприятии. Но это вопрос доучивания, переучивания - в любом случае, основа (и весьма широкая) заложена у всех. Мы работаем не только на Александровский район и Владимирскую область, но и на соседние области, к нам приезжают студенты вологодские, кировские, с Урала.

- Начался учебный год. Как прошёл набор студентов?

-  Что касается полного срока обучения, профессионального  образования, всё идеально. Полностью набрали всех к 1 сентября. Трудности возникают с профессиональным обучением. У нас есть две небольшие группы швей и каменщиков, которых учим  без получения среднего образования. Вот здесь сложности с набором на «короткую» профессию без получения среднего образования – вроде бы и профессии востребованные, но большинству думающих людей среднее образование на будущее нужно. В основном контингент таких быстрых программ – выпускники школ VII-VIII вида. А у нас в Александрове и в соседних районах, попросту говоря, не набирается по 15 человек детей, которыми  эти программы можно закрыть. Но на полный курс обучения «оператор швейного оборудования», включающий в себя модуль и квалификацию «швея», студентов постоянно набираем. Каждый год 1 сентября – 25 человек, то же самое с каменщиками - это модуль в  профессии «мастер общестроительных работ», полный курс обучения 3 года, их тоже набираем постоянно. У нас даже конкурс на ранее самые непопулярные профессии. Например,  на  каменщиков по 40-45 заявлений на 25 мест «мастер общестроительных работ». Про специальности, связанные с компьютерами, технологией машиностроения, с электротехникой, вообще не говорю, юристов даже не упоминаю. Набор есть всегда. Долго очень не работали с экономистами – не набирали, но есть специалисты-педагоги. В этом году по предложению моего заместителя Т.А. Григорьевой набрали полную группу за внебюджетные средства, то есть в платную.

- Как Вы думаете, почему большое количество юношей и девушек не остаются в школе для получения полного среднего образования?

- Около 60 или более процентов девятиклассников уходят из школы в профобразование, и  правильно делают. Говорю это потому, что в современном, быстро меняющемся мире,  такая профессиональная траектория самая надёжная и самая быстрая. После 9 класса человек получает профобразование, идёт работать. При желании,  через наше представительство во Владимирском государственном университете (ВлГУ), в котором более 90 направлений подготовки, можно поступить  в вуз и получать высшее образование дистанционно – заочно дистанционно. Наши выпускники не сдают ЕГЭ (Единый государственный экзамен) для поступления в институт на заочное обучение. Это тоже способствует максимальному ускорению их профессиональной траектории. И  к тому моменту, когда бывший 11-классник, если он поступит в институт, окончит его и придёт искать рабочее место, наш выпускник уже года 3-4 работает,  у него  и трудовая книжка, и квалификация, и стаж, и, возможно,  имеются какие-то дополнительные курсы.

- Скажите, зачем нужны ещё и дополнительные курсы?

- Многие уходящие  от нас на рабочее место, через год-два возвращаются, чтобы получить дополнительную квалификацию – сварщика, станочника и т.д. В колледже  много коротких курсов (самые быстрые 2 месяца), то есть получить квалификацию, разряд по дополнительной рабочей профессии можно легко. Так что весь спектр возможностей для профессионального образования, для профессионального становления молодого человека мы обеспечиваем, начиная от рабочих профессий, заканчивая получением высшего образования. Многие наши студенты так и делают во время обучения, предполагая, что дополнительные знания и умения им могут пригодиться в дальнейшей работе. Проходят курсы, получают полноценное свидетельство об образовании, которое также регистрируется и хранится в федеральных базах об образовании, любой работодатель всегда может это легко проверить. Это значительно расширяет профессиональные перспективы.

- В колледже, по Вашим словам, при наборе существует конкурс -  не стоит ли увеличить количество групп?

- Тут всё продумано и распланировано. Отделы экономики местных администраций собирают сведения о потребности в кадрах, подают их в Министерство труда и занятости. Областной Минтруд формирует областной заказ и передаёт его в наше министерство. Мы подаём заявку на большее количество мест и направлений подготовки, чем реально можем принять, участвуем в конкурсе. Он проходит ежегодно в мае, почти за полтора года до набора (то есть это пополнение не к сентябрю 2024 года, а к сентябрю 2025).  Если видим интерес и молодёжи, и родителей,  то набираем платников по 3-4 группы в год. Учитывая, что срок обучения от 2 до 4 лет, общее количество групп весьма значительное. Внебюджетные заработки составляют примерно 27-30 миллионов рублей в общем бюджете колледжа.

- Есть ли информация о том, как устроились выпускники  2024 года?

 - Мы обязаны владеть такой информацией. Классные мастера, руководители, насколько это  возможно, собирают статистку. Практически свыше 60% наших выпускников трудоустраиваются. Надо учесть, что многие девушки идут в декрет – активно участвуют в выполнении национального проекта по демографии, парни – в армию. Их мы не считаем нетрудоустроенными. У них уже есть мобилизационный запас, который создаст им тропинку в так называемое будущее.

- Как, по Вашему мнению, девятиклассники могут понять, что им подойдёт та или иная профессия?

- Часто говорю своим студентам: «Вот вы ждёте, когда  начнётся взрослая жизнь, когда наступит будущее. А оно уже идёт, используйте его с толком, обратного отсчёта нет. Постарайтесь закрепиться в том, что  в общих чертах  знаете, умеете и, имея квалификацию, можете за счёт  этого жить, зарабатывать деньги. Не применив свои знания на практике, не попробовав работать руками, нельзя  понять, нравится  дело или нет. Поработаешь несколько лет и определишься,  оставаться в нём или получить в колледже ещё какое-то свидетельство, изменив сферу деятельности».

Если честно, информационные размещения в социальных сетях, реклама как наша, так и предприятий,  большого толку не имеют. Почему? В рекламе всё красиво, всё интересно, но профессию надо «потрогать руками», понять её. Колледж  дважды в год проводит Дни открытых дверей, хотя в любое время у нас двери для абитуриентов не закрыты. Табличка на двери моего кабинета о приёме после обеда в пятницу висит для порядка. По профориентационным вопросам, будущему трудоустройству, характеру профессий и специальностей, которым обучают в  колледже, можно обратиться, минуя график -  если не я, то мои заместители всё разъяснят и покажут.

      

- Как в колледже обстоят дела с кадрами?

- С ними  полный порядок. На сегодняшний день нет огромного количества вакансий,  35% педагогического коллектива моложе 35 лет. У нас работают специалисты, соответствующие профилю тех дисциплин, которые они преподают, идёт естественная ротация, часто коллектив пополняется  за счёт своих внутренних ресурсов – нашими выпускниками. Кстати говоря, подавляющее большинство из них  работают успешно по своей специфике: IT-куб, Технопарк, компьютерные специальности, технология машиностроения, электрики-технологи и т.д. В основном они сосредоточены в корпусе на улице Терешковой. Наша молодёжь сама уже кое-что изобретает, придумывает. Например, на техмаше есть у нас молодой преподаватель, который  изготовил и собирается представить на более высоком уровне интересный «приспособ» для станков с числовым программным управлением по изготовлению, скажем так, некоего вида  продукции для оборонки. Мы работаем и в этом направлении. Нашим молодым кадрам можно только порадоваться.

- Недавно Вы побывали с делегацией в союзном государстве. Можно узнать, с какой целью?

- Колледж, как учреждение профобразования, не запирается в собственных  стенах. Каждый учебный год у нас множество полезных событий, мероприятий, которые происходят вкупе с другими учреждениями профобразования Владимирской области - сейчас их насчитывается 20, подведомственных Министерству образования и молодёжной политики Владимирской области. У нас много методических, обучающих, воспитательных мероприятий для педколлектива и для работников администрации. Обучая других, мы  сами осваиваем квалификации, учимся, доучиваемся и практически делаем это постоянно. Причём, по охвату студентами мы далеко выходим за пределы Александровского района и Владимирской области. Приведу пример: губернатор региона  заключил соглашение с республикой Беларусь о сотрудничестве и совместной деятельности в области экономики, социальной сферы, в том числе в деле военно-патриотического воспитания молодёжи. В результате была сформирована делегация из Александровского района, в которую вошёл и я.  Мы съездили в дружественную нам республику, посетили Брестскую область и город Брест, установили контакты, познакомились и ожидаем ответного визита белорусской  делегации. Планируется долговременное сотрудничество, основная цель которого военно-патриотическое воспитание.

   

- Дмитрий Евгеньевич, что Вы пожелаете тем, кто 2 октября отмечает день профессионально-технического образования?

- Если коротко, всем  желаю удачи! Всё остальное уже есть. Родителям говорю: «Дайте нам социально адаптированного ребёнка, всё остальное мы сделаем сами». Товарищи родители, не забывайте, что вы видите своего ребёнка 2 часа вечером, мы его видим по 8 часов в день. Мы в плане его будущего,  его взрослой жизни, не побоюсь высоких слов,  в не меньшей степени его семья. И я очень рад, когда многие  родители понимают, что здесь их дети получают социальную адаптацию для  самостоятельной взрослой жизни.  Полагаю, что большинство родителей также понимают, что здесь дети получают, кроме профессии или специальности, ещё то, что сама семья просто не в силах дать -  опыт  общения с мастерами производственного обучения, преподавателями, студентами других направлений подготовки, производственную практику,  выход на реальное производство. Это все те модули, которые, в конечном итоге, являются важным элементом мировоззрения, формирующегося  у молодёжи  именно сейчас.

 

Кем работать, чем заниматься?

Татьяна Алексеевна Григорьева, заместитель директора по учебно-информационной работе:

- Мы участвуем во многих проектах, в частности, «Профпробы» для детей с пятого по девятый классы. Они приходят к нам и могут своими руками, например, приготовить что-то, если это поварское дело, или по электрике собрать какую-то цепь. На практике им легче определиться со своей будущей профессией. Также мы участвуем в проекте «Содействие занятости»,  помогаем трудоустраивать выпускников колледжа. Сейчас работает и активно развивается платформа «Работа в России». Работодатели  предоставляют на эту площадку  свои потребности  в кадрах, и юноши с девушками, поступившие в наш колледж, смогут выбрать предприятие или организацию, куда  пойдут работать после окончания АППК. Обучаясь в колледже, студент станет проходить все производственные практики  на выбранном предприятии, а затем будет там трудоустроен. С момента поступления на учёбу ребята уже профориентированы,  понимают, какому работодателю они нужны и куда могут устроиться в дальнейшем.

 

Воспитание – приоритетное направление

Марина Валерьевна Антонова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

- В колледже  не только учат, но и воспитывают детей, и у нас воспитательная работа ведётся и во внеурочное время, и во время занятий. В подготовку всех специальностей внесены рабочие программы воспитания, календарный план воспитания в одном касании  с общевоспитательным планом колледжа. Важным  направлением сейчас является духовно-нравственное развитие, в программу обучения введён новый предмет «Семейные ценности». Большое внимание уделяется гражданско-патриотическому просвещению. В этом плане осуществляем  социальное сотрудничество не только с  партнёрами  в нашем районе, но и, как сказал Д.Е. Жуков,  уже выходим за рамки нашего государства.

Т. ТОЛСТЕНКО

Фото автора

© 2024 . .