Одной из серьезных и актуальных проблем в сельском хозяйстве остается размещение несанкционированных свалок на землях сельскохозяйственного назначения. Одной из причин образования свалок является неиспользование правообладателями земельных участков по их целевому назначению и отсутствие контроля за их состоянием.
Образование несанкционированных свалок на землях сельхозназначения является одним из источников, загрязняющих почвы тяжелыми металлами. Отходы потребления и производства, попадая в почву, под действием воды, ветра, солнца начинают активно разлагаться, тем самым отравляют плодородный слой, загрязняют землю на значительной площади и глубине.
Захламление земель сельскохозяйственного назначения твердыми бытовыми отходами и мусором является нарушением земельного законодательства Российской Федерации.
Согласно статьи 13 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Управление Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям напоминает, что ответственность за размещение свалки на землях сельскохозяйственного назначения несет правообладатель захламленного земельного участка, если участок зарегистрирован в установленном порядке. Если земельный участок относится к невостребованным землям, собственник земельного участка отсутствует, то ответственность за размещение свалки понесет администрация муниципального образования, на территории которого находится данный земельный участок.
Административная ответственность за размещение свалки на землях сельскохозяйственного назначения предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в случае выявления порчи земель от загрязнения отходами то по совокупности может быть применена еще и ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Также законодательством предусмотрена обязанность правонарушителя по возмещению вреда, причиненного в результате загрязнения земель сельскохозяйственного назначения
Статьей 76 Земельного Кодекса Российской Федерации, статьей 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» предусмотрена обязанность правонарушителя по возмещению в полном объеме вреда, причиненного в результате совершения им земельных правонарушений, добровольно либо по решению суда. При этом иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Россельхознадзор